Четверг, 28.03.2024, 22:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » 2013 » Июль » 4 » Музей в дошкольном учреждении как центр патриотического воспитания.
13:40
Музей в дошкольном учреждении как центр патриотического воспитания.
Музей в дошкольном учреждении как центр патриотического воспитания.
Уважаемые коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения Елховоозерского детского сада общеразвивающего вида «Солнышко» приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» по созданию музея в дошкольном учреждении.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Д.С.Лихачев
Эти слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва запали мне в душу. Я задала себе вопрос. А что же могу сделать я, руководитель ДОУ, чтобы наши воспитанники, родители, педагоги думали и чувствовали так же? Оказалось, очень многое.
Всё началось с создания инициативной группы педагогов, осознающих необходимость изменений реального состояния и будущего нашего образовательного учреж­дения, его воспитательной системы. Испытывая чувство неудовлетворенности работой по патриотическому воспитанию в ДОУ, инициаторы выя­вили основные проблемы и недостатки в этой работе.
Нами была определена ИСХОДНАЯ модель дошкольного учреждения и сформулирована Концептуальная модель воспитательной системы патриотической направленности.
Наряду с концепцией воспитательной системы, мы разра­ботали программу ее построения. Программа реализации воспитательной системы была составлена на 5 лет. В программе указывался вид мероприятия, содержание мероприятия, ожидаемый результат, срок реализации. При составлении программы мы учли реальные возможности нашего коллектива. Постарались подобрать та­кие формы, методы и приемы индивидуальной и совмест­ной деятельности, которые окажутся наиболее эффектив­ными для нашего ДОУ. Была определена главная задача создания предметно-развивающей среды способствующей формированию патриотических чувств дошкольников: создание в ДОУ музея.
 В начале любого созидательного процесса или дела необходимо определиться концептуально, какого качества продукт нужно получить. Понять, какое содержание музейной экспозиции обеспечит педагогическое воздействие, требуемое для повышения качества воспитания и образования детей. В музейном деле идейный замысел имеет основополагающее значение. Поэтому, прежде всего мы выбрали профиль музея – краеведческий, так как это музей комплексного профиля, в котором собирают коллекции памятников не только истории, социально-экономического, культурного развития края, но и природы. Для наиболее рационального подхода к организации музея дошкольного образовательного учреждения нами была разработана концепция Музея.
Такая деятельность была осуществлена в три этапа, которые включали в себя: - подготовку и анализ искомых данных (в сельском краеведческом музее, в библиотеке нашего села, Интернете, частных коллекциях, литературе);
 - создание собственно концепции музея;
- разработку конкретных практических мероприятий по реализации идейного замысла – другими словами, перспективного плана развития музея на определенный период (с 2005 по 2010 год).
Нами были определены следующие центральные задачи музейной работы в нашем учреждении:
• сохранение культурного наследия нашего района, села, детского сада;
• приобщение к судьбам страны, «малой родины», семейным ценностям;
• воспитание патриотического сознания дошкольников;
 • формирование нового содержания в образовании детей дошкольного возраста отвечающего требованиям современности;
• включение музея в единое учебно-воспитательное пространство дошкольного учреждения.
Для музейных экспозиций было выделено отдельное помещение, а для управления работой музея – педагог – организатор (Альшейкина Т.Н.). Для оказания консультативной помощи в создании музея ДОУ мы пригласили учителя МОУ Елховоозерской СОШ.
 Мы руководствовались общими положениями, касающимися деятельности музеев в ДОУ, приведены в письме Минобразования России от 12.03.2003 № 2851181/16 "О деятельности музеев образовательных учреждений”. Содержащееся в нем Примерное положение о музее образовательного учреждения было использовано нами для разработки положения о музее нашего детского сада.
Принцип комплектования музейной коллекции определяется ее назначением. Поэтому, основываясь на блочно-тематическом планировании программы патриотического воспитания (разработанной в процессе работы над воспитательной системой), мы сначала продумали тематику экспозиций, которые предстояло собрать и оформить. Затем творческой лабораторией педагогов с привлечением родительской общественности, были разработаны образовательные проекты патриотической направленности по данным темам ( «Чувашская и татарская изба», «Герои ВОВ», «Защитники Родины», «Мое село», и др.). Был организован конкурс на «Лучший проект патриотической направленности», где педагоги представляли презентацию своих проектов. Лучшие проекты были отпечатаны и рекомендованы Педагогическим советом к использованию в воспитательно-образовательной деятельности.
 Далее началась работа по собранию фондов музея. При комплектовании мы учитывали, что ценность музейного предмета в дошкольном учреждении зависит не столько от знаковой информации, хотя музей рассчитан и на взрослых посетителей (родители, педагоги), сколько от экспрессивных (эмоциональных) свойств и способности привлекать внимание. Музейная экспозиция – лицо музея. Мы старались следовать Ведущему принципу музейного проектирования: каждая экспозиция не придумывается, а разрастается согласно плану.
Создание музейной экспозиции или выставки – сложный творческий и технологический процесс, который требует новаторского подхода, эксперимента, усилий целого коллектива единомышленников. В создании наших экспозиций принимали участие воспитанники, выпускники ДОУ, родительская общественность, сотрудники ДОУ.
Итак, какие же экспозиции и выставки представлены в нашем музее.
Оформление музея мы начали с создания экспозиции, рассказывающей об истории создания и развитии детского сада. Здесь помещены фотографии ветеранов нашего детского сада, выпускников прошлых лет, руководителей нашего дошкольного учреждения, начиная со дня его основания. Также на снимках запечатлены яркие моменты из жизни нашего детского сада: проведение праздников «Широкая масленица», «Папа, мама, я – спортивная семья», «День здоровья», «Пушкинский вечер», «День рождения детского сада» и многие другие. Совместно с детьми был создан альбом «История создания и развития детского сада», где помещены рисунки, фотографии и детские рассказы, повествующие об этих событиях. Разработан цикл занятий об истории нашего детского сада для воспитанников и цикл лекций для взрослых. Организуются встречи с ветеранами, празднования юбилеев сотрудников и детского сада.
Затем, в выставочном зале нашего музея появилось огромное сердце, как символ добра, любви и взаимопонимания, которые царят в нашем детском саду. В центре этого сердца можно прочитать следующие слова: «Великое счастье для педагога, однажды встретившись с группой малышей, провести их через всё дошкольное детство, подвести к порогу начальной школы, развив в каждом чувство уверенности в себе, как в личности, наделив способами познания окружающей действительности и средствами общения с разными людьми». А вокруг расположены фотографии ребятишек, посещавших и посещающих наш детский сад и всех сотрудников детского сада. Эта экспозиция ежегодно пополняется сведениями о наших выпускниках, об их успехах в жизни. Большое место в музее отводится экспозиции «Чувашская и татарская изба». Здесь представлены предметы быта. Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на её защиту. И с этой целью в выставочном зале нашего музея почетное место отводится «ЭКСПОЗИЦИИ ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА». На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т.д. Оформлены альбомы с рассказами детей об участниках войны – членах их семей. То, что все, кто защищал Родину во время войны, - герои, дети поняли, а значит «кирпичики» в патриотическое воспитание прочно заложены. На экспозиции представлены фотографии не только героев Великой Отечественной войны, но и воинов, которые стоят на защите нашей Родины в мирное время. Это папы наших воспитанников, которые проходили или проходят службу в рядах Российской армии. Также здесь представлена коллекция из боевых наград, символика Советской и Российской армии, военная форма российского солдата. Оформлена выставка, на которой представлены предметы, сохранившиеся со времен Великой Отечественной войны: остатки снарядов, гильзы от патронов, каска. Эти предметы были предоставлены в дар нашему музею школьным краеведческим музеем. Педагогами и родителями изготовлены макеты домов нашего села. В музее проводятся экскурсии, занятия по военной тематике, пригашаются в гости ветераны войн, готовятся подарки ветеранам, создаются газеты памяти и т.д. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к природе родного края, по нашему мнению, можно и нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников. Использовать богатый образовательный и воспитательный потенциал, заложенный в ближайшем природном окружении, - вот задача, которую мы пытаемся решить. С этой целью открыта экспозиция «Животный и растительный мир нашей области», где представлено экологическое панно (цветы, деревья, кустарники, насекомые, птицы, звери, которых можно встретить в нашем районе). Педагоги вместе с детьми собирают во время экскурсий цветы, листья, плоды деревьев и кустарников. В последствии из этого материала изготавливают гербарий для нашего музея. В экспозиции также представлены чучела животных и птиц нашего края . Скворцовой Е.Н., изготовлен экологический паспорт территории нашего детского сада, который рассказывает дошкольникам о растениях, насекомых, птицах, животных, встречающихся на территории ДОУ. Эффективным способом ознакомления детей с городом является моделирование. Одним из самых ярких экспонатов нашего музея стал макет нашего села, созданный творческой группой педагогов дошкольного учреждения. На макете отмечены все улицы села, основные дороги, реки, протекающие на территории села. На макете выделены все городские памятники, общественные здания: школа, детский сад, библиотека, музей, и т.д.. С помощью макета дети знакомятся с устройством села, его структурой, назначением различных учреждений и служб. Также мы используем макет при составлении маршрутов походов и экскурсий. Для ознакомления дошкольников с родным селом разработан комплекс занятий, разработаны памятки для педагогов по истории села, вместе с детьми ежегодно оформляются альбомы «История создания нашего села», создаётся видеофильм «Наше село», в котором экскурсоводами являются сами дети. В музее оформлена фотовыставка «Наше село вчера и сегодня», материал для которой по крупицам собирается всеми участниками образовательного процесса. Представлен макет церкви села Кайсарово. Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом и флагом нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В музее оформлен «Уголок России», где представлены герб и флаг Российской Федерации, гимн России, портрет президента страны. Разработан игровой макет «МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ». Разные нации живут на просторах Российской Федерации. Подлинная любовь к родному краю не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Опыт нашей работы показал, что изучение родной культуры побуждает уважать культуру других народов и чутко относиться к ней. "Руками трогать!" Этому принципу следуем мы, открывая экспозиции для детей. Руками трогать - это значит, дети не только услышат рассказ экскурсовода и увидят экспонаты. Они смогут их ощупать, поиграть с ними, пролистать. Такое активное познание мира прекрасно соответствует психологии детей, развивает их фантазию, творческие способности, а полученная таким способом информация останется в памяти надолго. Организация экскурсий и музейных мероприятий служит необходимой составляющей деятельности музея. Однако наши занятия и экскурсии в музее продуманы так, что в них сочетаются игра и мастерская, занятия и театр, экскурсии и познавательная деятельность, а творчество ребенка, его мир сопряжены с познанием его малой родины. Мы стремимся превратить наш музей в учебно-воспитательный центр: • Музей - выставочный комплекс • Музей – клуб по интересам • Музей – студия познания • Музей - творческая мастерская Вся эта работа в области музейной педагогики непроста и трудоемка. Особенно в части душевных сил. Но все окупается, когда видишь наших детей - их развитие, их активность, различные проявления сопричастности и любви к родному дому, семье, детскому саду, селу, малой родине; Музей в образовательном учреждении уникальное средство творческого самовыражения, как для воспитанников, так и для педагогов и, наконец, важный фактор формирования общественной направленности личности воспитанника.
Просмотров: 905 | Добавил: dou | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: