Суббота, 20.04.2024, 10:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная » Статьи » Методический кабинет » Скворцова Елена Николаевна

Родной язык-мое богатство.

Сценарий развлечения День родного языка»

Родной язык – мое богатство!»

Для детей старших и подготовительных групп

Разработал: воспитатель МДОУ Елховоозерского д/с «Солнышко» Скворцова Е.Н.

Ведущий: Добрый день! Уважаемые гости, и дорогие наши дети!

Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

. - Что это? \Глобус\

А что такое глобус? \маленькая модель земного шара\

- На глобусе мы можем увидеть все страны. Какие страны вы знаете?

А на каком языке говорят :

украинцы - украинском.

белорусы - белорусском.

поляки - польском.

немцы - немецком, и т.д.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка, языке- как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь

 

Уму и сердцу язык твой проводник,

Без него попадешь ты в тупик.

Язык твой –жизнь твоя ,твои мечты,

Ты без него уже не ты.

 

Лена: Языков так в мире много,

Всех нам даже не познать

Очень важно в этой жизни,

О родном не забывать.

И стараться речь родную,

Никогда не засорять,

 

Дима: Есть у каждого язык.

Что родной навеки

,Без родного языка

Нету человека!

Мы поем им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье!



Динар рУмеешь говорить — ты человек

,Еще важнее думать научиться.

Язык отцов всегда родной навек

,Сегодня ему надо поклониться.

 

Лилия Родной язык — народа достоянье,

Он с детства каждому из нас знаком,

Стихи и проза, сказки и преданья

,Все мило нам на языке родном!

Учите, берегите речь родную,

Стихи слагайте, украшая жизнь!

Потомкам передайте речь живую,

Чтоб память о народе сохранить!

 

Соня: Родной язык всего дороже,

Его прекрасней в мире нет,

На нём мы думать только можем,

Он дарит слуху дивный свет!

Порою ищем обороты,

В других прекрасных языках,

Багаж словарный пополняем,

И радость теплится в сердцах!

Язык с культурой неделимы,

Они как целое одно!

Храните знания свои вы,

Чтобы потомкам повезло

 

Слайд 2.

  • Мы живём с вами в России. На каком языке разговариваем мы с вами?
  • Родной язык народа каждому из нас знаком с детства.

С самого раннего детства мы слышим потешки ,сказки речь мамы на родном языке.

  • А какое первое слово произносит ребёнок?

Слайд 3.

А это милое и самое дорогое слово на разных языках звучит по-разному: по-немецки – «мутер», по-английски – «мазе», по-французски – «маман». .Дима скажи пожалуйста ,а как ты называешь самого дорогого и любимого человека – мама, а ты Айнур на татарском языке, а ты Лена на своем родном языке.

Ребятка я предлагаю поиграть в игру «Переводчики»

На экране слова и картинки

(Папа,бабушка ,дедушка, Собака, кошка, стол, стул.)

Слайд 4.

Даже звуки животных и птиц на каждом языке звучат по разному.

. Возьмём для примера обыкновенную утку. Мы русские считаем, что эта полезная птица крякает: «Кря-кря». Давайте вместе покрякаем.

Но по мнению французов утиное кряканье звучит иначе: «куэнкуэн».

А румыны изображают крик утки опять-таки по-своему: «мак-мак». Давайте попробуем покричать как румынские уточки.А как чуваши изображают(Нарт-нарт)? А татары (бак-бак)?

 

Слайд 5.

Ещё любопытнее получается с. петухом. Это знаменитый солист среди птиц. И мы точно знаем, как петушок будит всех по утрам:

Ку-ка-ре-ку!!! Французам же в его крике слышится: «кирикоко», а англичанам «Ко-кэл –ду..Чуваши?(Кирик-кукук)А татары(ки-кри-кук)?

Родной язык, родная речь – с ней мы встречаем каждый день. На родном языке мы говорим, поем песни, пишем письма, думаем.

В древности люди не знали письменности. Они передавали истории (сказки) из уст в уста. Русская народная сказка - это не только часть культурного наследия, но и источник народной мудрости. Её характеризует поэтичность, глубина человеческих чувств, торжество доброты и справедливости. В русских народных сказках показан моральный кодекс русского народа: доброта, сострадание, способность поделиться последним, самопожертвование, неприязнь жадности, эгоизма и трусости. Давайте вспомним, какие русские народные сказки мы знаем?

Ответы детей: «Теремок», «Курочка ряба», «Волк и козлята», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».

. Воспитатель:А знаете ли вы татарские народные сказки?( Три дочери, …) . Воспитатель А какие чувашские сказки вы знаете?( Лиса –плясунья, лиса и дятел, Мышка – вострохвостик.)

Воспитатель: А что всегда побеждает в сказках?

Ответы детей: Добро, справедливость, трудолюбие.

Воспитатель: Вы совершенно правы. Сказки всегда нам говорят о народной мудрости

 

Слайд Еще один из видов устного творчества – это пословицы и поговорки – меткие выражения, созданные русским народом. Например : «Доброе слово и кошке приятно». Как вы понимаете эту поговорку?

Ответы детей: все любят хорошее отношения, ласку.

Мы любим и учим свой родной язык, уважаем людей других национальностей, ведь только в дружбе жить легко. Не даром говорят, что “Дружба и братство - дороже богатства”.

У каждого народа очень много пословиц и поговорок о языке. Давайте мы их вспомним. Поиграем в игру «Продолжи пословицу.»

Воспитатель: Правильно, молодцы.

- Язык - душа народа;

- Язык до Киева доведет;

- Не спеши языком, торопись делом;

- Слово не воробей, вылетит не поймаешь;

- Язык - ключ к знанию.

Слайд 6

Ведущий: Воспитатель: А как называется область в которой мы с вами живем ?А район в котором мы живем? А село?

 

  1. В Цильнинском районе,

Вселенье старинном, где вольно Свияга течет.

Живёт непокорный, в дерзаньях упорный,

Талантливый, добрый народ.

 

2 ребенок: Селу своему я стишок подарю,

Елховое Озеро всем сердцем люблю.

Хотите узнать, почему

Сложил я стишок ему?

Ответ на вопрос мой очень простой.

В Елховом Озере родился я.

 

3 ребенок: Даже солнце здесь светит теплее,

И ромашки красивей цветут.

И горжусь я землёю своею. –

Здесь хорошие люди живут.

 

4 ребенок: Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья, -

Это всё называется родина,

Дорогая, родная земля!

 

Ведущий:

Люди какой национальности живут в нашем селе?

Дети:

Татары, чуваши, русские.

ведущая:

Писатели, поэты нашей многонациональной Родины любили, воспевали, обогащали язык. Предавали из поколения в поколение красоту богатство родного языка. Каких вы русских и татарских писателей, поэтов знаете? (ответы детей).

(В зал заходит Мудрая Сова под позывные передачи “Что, где , когда” в руках перо, держит большую папку).

Мудрая Сова:

Да, да, да, я тоже знаю об этом. В большой лесной энциклопедии я прочитала много произведений этих писателей. А еще там написано...

(Ведущая прерывает её)

2 Ведущая: постойте- постойте, позвольте узнать: Вы кто такая?

Мудрая Сова: Я самая мудрая, премудрая, начитанная сова, которая знает все обо всем, потому что всем интерисуется. Например, я знаю, что 21 февраля - Международный день родного языка. Я знаю о том, что на земном шаре существует около шести тысяч языков Среди них русский язык и татарский и чувашский язык считаются одним из богатых и красивых языков.

В нашей Родине - России русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения между людьми других национальностей.

2 Ведущая: Мудрая Сова, спасибо за столь важную информацию. Наши дети тоже очень любознательные, и тоже всем интерисуются. Мы любим и учим свой родной язык, уважаем людей других национальностей, ведь только в дружбе жить легко. Не даром говорят, что “Дружба и братство - дороже богатства”.

Мудрая Сова: Это очень хорошо. Тогда пусть отгадают мои загадки:

  1. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
  2. Мокрый теленок, за оградой лежит. (язык)
  3. Мудрая Сова: да, вы интеллектуалы. Вот собственно в этом я и хотела убедиться, потому что лесные жители вот эту папку передали для самых умных, любознательных детей.(Оставляет папку, уходит).
  4. Ведущая: что же нам оставила Мудрая Сова? (Читает: для игры “Поле чудес”. Достает конверты из папки раскладывает на барабан поле чудес)...
  5. Приступакем к игре “Поле чудес” крутит барабан.
  6. игра “Поле чудес”
  7. (в конвертах портреты писателей, чьи сказки дети будут драмматизировать, портреты поэтов, чьи стихи будут рассказывать.
  8. Подготовительные группы: А. С. Пушкин, С.М.Маршак, С.Михалков,К. Чуковский;Ринат Харис,Г.Тукай,П.Хузанкай,А. Юман, В.Тарават.
  9.  
  10. После остановки барабана из конверта достать портрет писателя. Дети называют его имя и его произведения. Приглашается группа, которая предварительно готовила выступление (драмматизацию, стихи, музыкально – литературную композицию...)

Айнур: И, туган тел, и, матур тел,

Әткәм- әнкәмнең теле.

Дөньяда күп нәрсә белдем

Син туган тел аркылы.(Г. Тукай.)

А.Юман А. Тăван чĕлхе

Лена: Тăван чĕлхе! Ĕмĕрлĕхе эс пурăн,
Атте-анне пек, эс пĕртен-пĕрре.
Ман саншăн хатĕр чи хисеплĕ вырăн,
Мухтав сана, тăван чĕлхемĕре!

С. Михалков.(Гимн России,)

Инсценировка стихотворения С. Михалкова "А что у вас".

П.Хузанкай (Эпир пулна, пур , пулатпар.)

В.Тарават (Ир вали пер шит усетеп )

 

Ринат Харис

Скажи, когда я некрасив?-

Я мать родимую спросил.-

Ведь ты меня всю жизнь растила.

И мать сказала:-

Некрасиво

На зов родни не отвечать ,

На малых деточек кричать,

Отца и мать не привечать

И гнать просящих от порога.

 

Игра «Капкалы»

Эйдэ безгэ килегез (Приходите к нам)

Капкалардан керегез (проходите к воратам)

Ойебезгэ керегез (заходите к нам домой)

Кунак булып китегез (погостите вы у нас)

Герлэп бэйрэм итегез (праздник, весело у нас)

 

Русская народная игра «Как у дядюшки у Трифона»

Как у дядюшки у Трифона семеро детей

Семеро детей и все сыновья

Они не пьют, ни едят, друг на друга глядят

И все делают вот так ….

 

Чувашская народная игра «Пекарь» (сакар песерекен)

Пекарь говорит: Я пеку хлеб

Все: успеешь ли испечь?

П. успею.

В. Сумеешь ли догнать?

П. Попробую.

А.С, Пушкин(буря мглою небо кроет.)

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя

То как зверь она завоет

То заплачет как дитя

2 ведущая:Музыкальная пауза (Чувашский ,татарский, танец

  1. января исполнилось 110лет со дня рождения чувашского поэта П. Хузангая . Одно из его стихотворений называется –«Эпир пулна ,пур ,пулатпар!.»Он переводил на чувашский язык произведения русских классиков Пушкина ,Лермонтова итд..

 

Проводится игра с гостями «Доскажи словечко на родном языке»

Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома,

Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче … (здравствуй ,исен ме сез , халсем менле?).

Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь

Разомкнуть свои уста и сказать … (пожалуйста, Тархасшан ,зинхар эчен).

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас, будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте … (любезны, (будьте добры,ыра пулар,рэхим итеп… )

Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,

То в минуту расставания всем скажите … (до свидания, Сыва пул, сау булыгыз).

Если, словом или делом вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить … (спасибо, тавтапус , рехмет

Ведущий: Каждый народ говорит на своём родном языке.

какой язык считается межнациональным языком?

Дети:

Русский.

Ведущий: Правильно! Русский язык мы знаем все.

РЕБЕНОК: Нет земли дороже чем Россия

Родились мы здесь и здесь живем

Это наша гордость это наша сила.

Ведь Россию Родиной зовем!

Ребенок : Дети разных наций

Мы весело живем.

Друг друга очень любим ,

В обиду не даем.

Мы дружные ребята.

Не ссоримся совсем

Мы дружные ребята

Скажите это всем!

Хоровод «Россия.»

Ведущий:Любите русский язык ,в нем наше прошлое , настоящее и будущее! И всегда живите в мире и согласии с людьми другой национальности и помните ,что наша страна многонациональная. Люди между собой говорят на родном языке ,а русский нас объединяет !

Хоровод «Россия.»

Песня «Пусть всегда будет солнце.»

Хором : С Днем родного языка

Мы вас поздравляем,

Констатируем тот факт,

Что язык мы знаем!

 

Подарок гостям Оберег «Солнце.»

Значение -способный устранять различные жизненные неприятности , писсимистичный взгляд на вещи и пробуждать у человека желание жить и творить.

 

 

Категория: Скворцова Елена Николаевна | Добавил: dou (31.07.2017)
Просмотров: 798 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: